24 мая 2017 года
Предлагаемые методические рекомендации к Единому Всекубанскому классному часу «Семья и Отечество», рассчитаны на широкий круг педагогов: классных руководителей, организаторов школьных музеев, социальных педагогов, библиотекарей, учителей.
Основная идея проведения Единого Всекубанского классного часа «Семья и Отечество» — актуализация вопросов семейного воспитания, повышения роли семьи в образовании и воспитании детей, в формировании личности ребёнка, его патриотического мировоззрения.
Целью проведения Единого Всекубанского классного часа «Семья и Отчество» является создание условий для воспитания ценностного отношения к семье, формирования образа успешной семьи, с показом учащимся наглядных примеров семейных традиций, реальных жизненных достижений семей, определение роли и значимости семьи, Отечества в жизни каждого человека, неразрывности семейных ценностей и ценностей общества, основанных на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.
Задачи Единого Всекубанского классного часа «Семья и Отечество»:
— определение роли и значимости семьи, Отечества в жизни каждого человека;
— формирование представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества;
— формирование личностного отношения обучающихся к социальным и семейным ценностям;
— определение взаимосвязи семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;
— развитие умения анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
— выявление духовных ценностей, сформировавшихся в семьях обучающихся;
— формирование ценностных ориентиров обучающихся по отношению к семье, к Отечеству;
— формирование у подростков и молодежи активной гражданской позиции, любви к Отечеству, основанных на семейных традициях;
— развитие у школьников чувства гордости за Кубань, как многонационального, поликультурного, поликонфессионального региона. Российский многонациональный народ создал уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов.
Проведение Единого Всекубанского классного часа «Семья и Отечество» предлагаем рассмотреть используя предлагаемые формы.
–блиц-опрос или викторина;
– интерактивная игра;
– классный час с использованием архивных и видеоматериалов;
– встреча и беседа с интересными людьми, яркими преемниками семейных традиций;
– дискуссионная площадка;
– семейная гостиная «Моя Семья – мое Отечество» с участием родителей;
– школьный проект;
– образовательный квест.
Выбранные формы и содержание классного часа должны способствовать формированию патриотических чувств, позитивных ценностных ориентиров по отношению к семье, значимости семьи в истории страны, формировать собственную позицию ребенка:
— для учащихся младшего школьного возраста — это рассказы о семейных традициях, о роли матери и отца в семье, о доброжелательных отношениях близких.
Так, например, могут быть организованы и проведены:
беседы на тему: «Семья для человека – этою..», «Отечество для человека – это…»;
конкурсы рисунков и плакатов «Я горжусь своей семьей», «Я горжусь своей Родиной».
школьный проект с привлечением родителей «Календарь памятных семейных событий»;
презентация «Семейные ценности».
Для учащихся среднего школьного возраста необходимо максимально раскрыть тему единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой, духовно-нравственной и патриотической позиции. Внимание школьников должно быть сфокусировано на теме национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностях россиян: патриотизме, гражданственности, семейных ценностях, здоровье, труде и творчестве: «Человек, в жизни которого есть семья и Отечество…».
— конкурс творческих работ по данной тематике в такой форме, как эссе, сочинение, плакат, проектная деятельность;
— презентация исследовательских ученических проектов «Книга семейных историй»;
— встреча с интересными людьми;
— выпуск школьной стенной печати.
Для учащихся старшего школьного возраста актуальны дискуссионные площадки, в которых могут быть затронуты темы преемственности поколений, значимости уважения и понимания к старшим в семье, помогут сформировать опыт уважительного и почтительного отношения между членами семьи.
Педагогам необходимо обратить особое внимание на включение учеников в разговор о главных ценностях жизни, семейных традициях, патриотизме.
Мероприятия могут быть проведены в форме:
– коллективного творческого проекта «Семейные даты» (в проект включаются основные даты семьи, начало и окончание школы, получение диплома, достижения, значимые события);
– тематические площадки на тему «Моя семья – мое Отечество»;
– тематические беседы «Семейный быт и уклад»;
– практическое занятие «Семейное древо».
Проводимый классный час должен эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
Приложение 1
Рекомендуемая литература:
- Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово.
- Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.
- Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.
- Моя Родина — Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002
- Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.
- Стекольникова С.Н. Семья с её традициями глазами детей. М.: ГОУ Центр Образования №1804 «Кожухово», 2007.
- Семья, любовь, отечество -http://ww\v.semlot.ru/
- Журнал «Семья и Отечество»
- Бачева Е.В. Уроки семейной любви. Пермь: ООО «Мэджик Стар Студио», 2014.
- Бачева Е.В. Родительству стоит учиться. Пермь: ООО «Мэджик Стар Студио», 2016.