По волнам информационного моря
«Эти книги обучают невежду, помогая ему узнать всё» Из летописи древних египтян.
Необыкновенное путешествие в загадочную страну, где живут волшебные книги – энциклопедии, словари, справочники, совершили гимназисты 3 «Г» класса (кл. руководитель Константинова Н.Б.). Маленькие читатели узнали, что такое энциклопедия, словарь, справочник, изучили их структуру, различие, научились пользоваться справочным аппаратом этих книг, закрепили свои знания в увлекательной, игровой форме.
Ребята научились отличать универсальные, отраслевые и тематические энциклопедии. Удивительным примером универсальной энциклопедии стал для детей трёхтомник «Что такое. Кто такой», название которой придумал детский писатель Лев Кассиль. Ярким примером отраслевой энциклопедии послужила многотомная энциклопедия «Я познаю мир». Гимназисты узнали, что принцип расположения материала в энциклопедии систематический, т.е. по отраслям знаний. А в каждом томе есть предисловие, предметно-именной указатель и содержание. Структуру тематической энциклопедии рассмотрели на примере иллюстрированной энциклопедии «Динозавры». Получилось полное приключений путешествие во времени.
Следующим направлением стало знакомство с энциклопедическими и языковыми (лингвистическими) словарями. Особенно детей заинтересовал самый обширный словарь русского языка, который составил русский писатель В.И. Даль, живший в ХIХ веке. Владимир Иванович собрал 200 тысяч русских слов и пояснил смысл каждого. Свой первый школьный словарь – орфографический, ребята узнали сразу. Ведь он не раз выручал на уроках русского языка, помогал научиться грамотно, писать, узнать нормы произношения и ударения. Заинтересовал учащихся и Большой фразеологический словарь, который объясняет различные образные выражения: например, что значит выражение «АЙ, МОСЬКА» или «А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ». Во время увлекательного библиографического путешествия, ребята познакомились и с некоторыми видами справочников. Например, в справочнике «ЧТО, ГДЕ И КОГДА» (Природа) даны тесты, с помощью которых учащиеся смогут «играючи» приобщиться к тайнам природы, проверить свою эрудицию и узнать много нового. И, в заключение, ребятам была предложена игра «Проверь себя», которая помогла закрепить знания учащихся. Ответив верно на все вопросы игры, гимназисты получили большой познавательный подарок для «почемучек», в котором без труда можно было найти самую интересную информацию. Например, о «Самом солёном озере на Земле», «Самом большом леднике» или «Самом горячем источнике». Замечательным дополнением послужила презентация, наполненная яркими, красивыми иллюстрациями из книг, дополненная анимационными эффектами, звуковым сопровождением, что сделало мероприятие интересным и привлекательным для детей.