Музей МБОУ гимназии №1
Цели музея:
— содействие формированию интереса к отечественной истории;
— формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;
— развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
— поддержка творческих способностей детей.
Задачи:
— формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
— активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;
— формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
— воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
— приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
— сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
— совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
— воспитание познавательных интересов и способностей;
— овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
— пополнение музейных фондов
История создания музея.
История музея МБОУ гимназии №1 уходит в советское прошлое, когда в средней школе №1 функционировал музей, основная часть экспозиции которого была посвящена истории становления и развития советской власти на Кубани, героическим страницам Великой Отечественной войны, достижениям социалистического строя. В то же время в школе была создана Ленинская комната, посвященная жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина, отражению исторической памяти о нем в значках, марках, бюстах и так далее.
В перестроечный и постперестроечный период многие экспонаты утратили свою значимость. А в гимназии был оборудован музейный уголок, в основном представленный экспонатами, иллюстрирующими историю школы и эпоху Великой Отечественной войны.
Силами учителей и гимназистов постепенно формировалась экспозиция дореволюционного быта кубанских казаков, большую роль в развитии и деятельности музея начинает играть сформированный в учебном заведении патриотический клуб «Истоки», ребята занимаются в этом клубе не только изучением истории родного края, но и поисковой деятельности, являются экскурсоводами для посетителей музея.
Постепенно фонды музея увеличивались, музейный уголок переоборудовали в музейную комнату, которая пополнилась экспозициями, посвященными современной истории как края, так и учебного заведения. Информационные технологии позволили сформировать виртуальный музей, в котором представлены семейные реликвии учащихся гимназии. Ребята сами изучают и представляют экспонаты этого музея будущего.
С присвоением МБОУ гимназии №1 имени генерала В.И. Варенникова, в музее появилась и активно пополняется и сейчас экспозиция, посвященная его жизни и служению Отечеству, в экспозиции находится так же парта героя, посвященная В.И. Варенникову.
В фондах музея хранятся предметы археологии, этнографии, военной археологии, фотодокументы.
Музей оформлен с учетом тематики экспозиции: освещение, расположение предметов по размеру, цветовой гамме, сохранности создавая атмосферу, позволяющую окунуться и проникнуться тематикой. Особая роль выделена виртуальному музею.
Обучающиеся исследуют экспонаты музея, узнают их историю и значение (например, в экспозиции посвященной казачьему быту, учащийся изучил историю коромысла), в виртуальном музее обучающиеся представляют семейные реликвии.
Сформирован стенд, посвященный деятельности Юнармии и обучающимся гимназистам, участникам данного молодежно-патриотического движения
При ознакомлении с журналом проведения экскурсий в музее можно сделать вывод о высоком уровне проведения экскурсионной и просветительской работы: в музее часто проводятся тематические экскурсии для гимназистов, музейные уроки. Так же музей посещают гости гимназии. О чем свидетельствуют памятные записи в книге гостей
музейные экспонаты соответствуют тематике, их количество пополняется (особенно в виртуальном музее), ведется реестр учета экспонатов.
ОПИСАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ
«НА КУБАНИ МЫ ЖИВЕМ».
Экспозиция сформирована из предметов быта кубанских казаков, в ней представлены рушник с кубанской вышивкой, коромысло, рубель, гончарные изделия, кубанский национальный казачий женский наряд, макет казачьего подворья с хатой, а также иные экспонаты, позволяющие погрузиться в мир казачьего быта.
«ШКОЛА ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА»
Днем основания армавирской гимназии № 1 можно считать 2 октября 1901 года. Тогда в доме купца Месинева усилиями «Общества попечения о детях» была открыта женская прогимназия. Она стала первым на Кавказе средним учебным заведением в селе
Мысль открыть в селе Армавир женское учебное заведение пришла приехавшему в него в 1880 году общественному деятелю, депутату Государственной думы I созыва от Кубанской области и Черноморской губернии Виктору Игнатьевичу Лунину.
Через десять лет жизни в Армавире Лунин организовал «Общество попечения о детях», на собранные средства которого в селе открыли восемь начальных школ, публичную библиотеку, общедоступный музей и другие учреждения. Но главным детищем общества стала женская гимназия.
Уже в 1904 году прогимназию преобразовали в гимназию, которую разместили в специально возведенном для нее новом двухэтажном кирпичном здании на углу улиц Георгиевской и Садовой
Количество учащихся в гимназии девушек росло. В первый год в ней обучались 122 девочки, в 1913-м — уже 739. В этот период армавирская женская гимназия по количеству учениц являлась крупнейшей гимназией Кубанской области.
В армавирской женской гимназии получала образование дочь учителя станицы Попутной Татьяна Соломаха. Именно ее именем, попав в фашистский плен, назвала себя партизанка Зоя Космодемьянская. Здесь преподавал естествознание Николай Арсеньевич Горбунов, ставший основоположником экскурсионных методов и практики в школах города.
Основная цель работы женской гимназии заключалась в том, чтобы готовить учительские кадры для школ Армавира и Лабинского отдела. Поэтому последний — восьмой класс — имел педагогический уклон.
В 1918 году Армавирская женская гимназия становится народным университетом. Но с приходом в город частей Белой Гвардии ей возвращают статус гимназии. В 1923-м она становится школой II-ой ступени № 3 имени Ленина с педагогическим уклоном и девятилетним обучением, которую через девять лет переименуют в образцовую фабрично-заводскую десятилетку № 1 с базовым предприятием — заводом «Армалит», а в 1937-м — в образцовую школу № 6.
Во время фашисткой оккупации школа была разрушена. После освобождения города в сохранившемся малом корпусе разместили Армавирское педагогическое училище, а в 1947 году, когда училище перевели в освободившееся от воинской части здание, где сейчас расположен АГПУ, в корпус переехала женская семилетняя школа № 20, директором которой назначили Василия Ярового. Основное здание школы восстановили, и в нем разместили мужскую среднюю школу № 15, с 1954 года ставшую школой совместного обучения.
С 1957 года школа переименована в базовую среднюю школу № 1 Армавирского государственного педагогического института, а с 1961 года — в опорную среднюю школу № 1 института усовершенствования учителей.
И сейчас гимназия по праву считается лучшей среди школ города. Такой ее делают наши учителя.
«ИХ ПОДВИГ НЕ ЗАБУДЕМ НИКОГДА»
Много лет минуло со времен тяжелых боев за освобождение Армавира. Но подвиг его защитников, среди которых были и армавирцы, никогда не забудется. Учащиеся гимназии оформили макет, который демонстрирует нам события, которые развернулись утром 3 августа 1942 г., когда боевые группы 13-й танковой дивизии вермахта с ходу попытались захватить мост через Кубань у станицы Прочноокопской. Около двух тысяч красноармейцев и командиров погибли, освобождая Армавир. Самые ожесточенные бои разгорелись за его центр. Поздним вечером 23 января 1943 года советские солдаты водрузили над городом красное знамя. Хотя следующим утром на улицах еще были слышны выстрелы.
167 дней оккупации остались кровавой страницей в истории Армавира, жестокость гитлеровцев и карательных отрядов не знала границ. По масштабам нанесенного во время войны ущерба Армавир признан одним из самых пострадавших населенных пунктов Северного Кавказа. В фондах нашего музея бережно хранятся воспоминания армавирцев, участников ВОВ.
«Имя Героя учреждения»
В стенах нашей гимназии каждый может развить свои таланты, именно поэтому наши выпускники являются успешными членами общества. Среди выдающихся выпускников видный государственный деятель М.Г Чентемиров, писатель С.И. Дангулов, кубанский поэт К.А.Обойщиков.
Но особое место занимает Валентин Иванович Варенников, Генерал армии, Герой Советского Союза. Наш старший боевой товарищ. Он был настоящим Гражданином, настоящим Офицером, настоящим Человеком. Именно так — c большой буквы… Валентин Иванович учился в нашей школе с 7 класса, уже тогда, в 30-е годы, о нашей школе говорили, что хотя она и носит номер шесть, но по всем показателям — первая. Ее выпускники обычно без всяких репетиторов поступают в вузы, в том числе Москвы и Ленинграда.
Когда читаешь воспоминания Валентина Ивановича, невольная гордость охватывает каждого гимназиста: «Большинство преподавателей мы оценивали очень высоко, уважали их и любили. Да и в школе был особый микроклимат — атмосфера почти семейная, требовательная и добрая одновременно», — это так созвучно с современными представлениями и гимназии.
Родился В.И. Варенников 15 декабря 1923 г. в Краснодаре. С детства мечтал строить корабли, а после окончания средней школы собирался поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Планы разрушила война. Когда было объявлено о ее начале, сразу обратился в военкомат с целью добиться призыва в действующую армию, экстренно окончил военное пехотное училище и в октябре 1942 г. попал на Сталинградский фронт. Получил назначение на командира взвода в 138-ю стрелковую дивизию, которая вела ожесточенные бои с численно превосходящим противником, обороняя завод «Баррикады», и вскоре оказалась отрезанной от главных сил 62-й армии генерала В. И. Чуйкова. Несмотря на все попытки, гитлеровцам так и не удалось ее полностью ликвидировать. Командир взвода, затем командир минометной батареи стрелкового полка лейтенант Варенников сражался в Сталинграде долгих 79 дней и ночей. В бою был ранен осколком мины и попал в госпиталь.
В 1943 г. В.И. Варенников был назначен заместителем командира 100-го гвардейского стрелкового полка по артиллерии 35-й гвардейской стрелковой дивизии. Когда 8-я гвардейская армия была переброшена на 1-й Белорусский фронт, В.И. Варенников со своим полком участвовал в знаменитой операции «Багратион», в прорыве вражеской обороны западнее Ковеля, вместе со своими однополчанами громил и гнал с южных земель Белоруссии гитлеровцев на запад. В конце июля и начале августа 1944 г. вступил на польскую землю и вел бои за овладение плацдармом на Висле южнее Варшавы в районе Магнушева. Там был тяжело ранен и лечился в госпитале четыре месяца. Затем вернулся в родной полк и уже в середине января 1945 г. участвовал в мощном наступлении советских войск от Балтики до Карпат, вынудившем немцев перебросить на восток основные свои дивизии с Западного фронта, где в Арденнах в тяжелое положение попали англо-американские войска.
В конце января Варенников со своим полком вступил на немецкую землю. Участвовал в боях за плацдарм в районе г. Кюстрин на Одере. В марте 1945 г. В. Варенников был ранен третий раз. А в апреле-мае уже в звании капитана принимал непосредственное участие в завершающем сражении войны — Берлинской операции. Огнем артиллерии своего полка с Кюстринского плацдарма крушил мощную оборону врага, сопротивлявшегося с яростью обреченного зверя. Штурмовал Зееловские высоты, на плечах гитлеровцев ворвался в фашистское логово. Утром 2 мая в Берлине был в здании рейхстага, над которым гордо развевалось Красное знамя Победы.
Совсем не много времени оставалось до исторического Парада Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади. Капитану Варенникову было поручено готовить сводную армейскую роту для парада, которая потом влилась в состав сводного полка 1-го Белорусского фронта.
Первые пять послевоенных лет В. И. Варенников продолжал служить в 8-й гвардейской армии В.И. Чуйкова, входившей в состав советских оккупационных войск в Германии. В 1951 г. поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе, а в 1954 г., успешно окончив ее, получил назначение в Северный военный округ на должность заместителя командира 251-го стрелкового полка 54-й стрелковой дивизии.
«На Севере, в основном в Заполярье, довелось прослужить около 15 лет. Здесь вырос от заместителя командира полка до командира корпуса. Пришлось не раз принимать разные полки с задачей поднять их на уровень требований главкома и министра обороны. После того как эта задача успешно решалась, меня ставили на следующий полк, чтобы и его «вывести из прорыва». Таким образом, я последовательно командовал четырьмя полками. Многому научился за эти годы. Главным у меня стал принцип: «Если создашь хорошие условия для личного состава, в том числе и бытовые, тогда можно и спрашивать, и требовать по самому высокому счету, добиваться высоких показателей в боевой учебе».
Следующая яркая страница в военной биографии генерала В.И. Варенникова — это работа в Генеральном штабе Вооруженных Сил. В 1977 г. он оканчивает Высшие академические курсы Генерального штаба, спустя год получает звание генерала армии, и в 1979 г. назначается первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, одновременно являясь начальником Главного оперативного управления.
Параллельно с разработкой советской военной доктрины, развитием стратегии, оперативного искусства и тактики, созданием новых видов вооружений В.И. Варенников занимается вопросами развития военного сотрудничества СССР с дружественными зарубежными странами. В составе советских военных миссий неоднократно выезжает в Сирию, Анголу, Эфиопию.
С конца 1984 по февраль 1989 г. В.И. Варенников — руководитель Представительства Министерства обороны СССР в Республике Афганистан. Причем все эти пять лет работает там на постоянной основе, приезжая в Москву в основном только для докладов на заседание комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану.
По воспоминаниям современников, за время афганской миссии Варенников побывал во всех провинциальных и многих уездных центрах республики, в большинстве районов, где проводились боевые операции или происходило обострение обстановки. Не раз, попадая в экстремальные ситуации, проявлял личное мужество. Имел контакты с представителями всех слоев афганского общества, оппозиции в лице крупных полевых командиров, отдельных представителей руководства «Альянса-7», великолепно знал обстановку в ДРА, положение и состояние войск 40-й армии и ВС ДРА. Часто выезжал и вылетал в глубинку, где встречался с губернаторами провинций, представителями духовенства, командирами и бойцами афганской армии, с полевыми командирами и рядовыми моджахедами, местными жителями. Обладая аналитическим умом, качествами дипломата, политика и общественного деятеля, генерал армии В.И. Варенников пользовался большим авторитетом не только в армии, но и у политического руководства. Фактически он был советником Верховного главнокомандующего ВС ДРА по военным вопросам.
Как уже отмечалось, из Афганистана В.И. Варенникову приходилось выезжать не часто. Но один из таких случаев связан с глобальной трагедией XX века — Чернобыльской катастрофой. В 1986 г. (с 15 мая по 15 июля и с 1 сентября по 15 октября) он был руководителем работ военных по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. Организовывал работы непосредственно на АЭС и в прилегающих районах, руководил размещением и устройством многочисленных воинских частей, которые были выделены для этих целей из наших Вооруженных Сил.
В 1988 г. генерал Варенников за решение военных задач в Афганистане был удостоен звания Героя Советского Союза. В январе 1989 г. его назначают Главнокомандующим Сухопутными войсками — заместителем министра обороны СССР.
В 1991 г. В.И. Варенников, ни минуты не колеблясь, активно поддержал членов ГКЧП. Для него это было естественным шагом, ведь еще в 1989 г. он входил в депутатскую группу «Союз», созданную в противовес межрегиональной группе Попова — Афанасьева, а позже был одним из 12 подписавших известное обращение «Слово к народу», опубликованное в печати 23 июля 1991 г.
Когда в феврале 1994 г. лица, проходившие по делу ГКЧП, были амнистированы Государственной думой в обмен на роспуск парламентской комиссии по расследованию трагических событий сентября–октября 1993 г., из всех участников августовских событий В.И. Варенников один отказался от амнистии и настоял на том, чтобы Верховный суд России рассмотрел его дело. Варенникова судили. Военная коллегия Верховного суда не нашла состава преступления в его действиях и вынесла оправдательный приговор. Генпрокуратура опротестовала решение суда. Президиум Верховного суда РФ повторно судил Варенникова и оправдательный приговор оставил в силе.
С 1993 г. В.И. Варенников — член КПРФ и ее ЦК, на выборах 1995 г. избран депутатом Государственной Думы. С января 1996 г. работал председателем комитета Госдумы по делам ветеранов. Прилагал немало усилий к реализации принятого Думой и подписанного Президентом РФ Федерального закона «О ветеранах», особенно в плане социальной защиты ветеранов войны и военной службы. В 1997-2005 гг. — президент Российской ассоциации Героев — общероссийской организации, объединяющей Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы. С ноября 2005 г. — года президент Международной Лиги защиты человеческого достоинства и безопасности. Автор ряда публикаций по военным и общественно-политическим проблемам, в том числе брошюры «Судьба и совесть» (1993).
«УГОЛОК ЮНАРМИИ»
Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» было создано по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу . 1 сентября 2016 года организация официально начала свою работу. Военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» в МБОУ гимназия 1 существует несколько лет. Был создан юнармейский отряд и избран Совет отряда.
Одной из приоритетных целей движения является повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; сохранение и приумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга по защите Отечества.
Юнармейцы участвуют в акциях «Бессмертный полк», факельное шествие, вахте памяти, акции «Георгиевская лента», ухаживают за могилами участников Великой Отечественной войны, а также в культурных и спортивных мероприятиях.
В настоящее время особую значимость приобретает защита национальных интересов Российской Федерации, вынужденной отвечать на внешнеполитические вызовы. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих единство и консолидацию российского общества внутри страны, становится сохранение преемственности духовно-нравственных ценностей и защита исторической правды. Именно об этом сказал Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сохранение исторической памяти — задача государственной важности».
24 февраля 2022 г. Российская Федерация начала специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины (СВО). Специальная операция вызвана необходимостью защиты русскоязычного населения Юго-Востока Украины от культурной и политической дискриминации, военной агрессии, осуществлявшейся в Донбассе с апреля 2014 г. под маской антитеррористической операции (АТО), а также в целях защиты Российской Федерации от готовившегося нападения Вооружённых сил Украины (ВСУ).
История СВО пока не написана, поскольку операция ещё не окончена. Однако предпосылки и причины её начала, основные направления и особенности проведения хорошо известны. Многие участники СВО, проявившие отвагу, мужество и героизм, отмечены боевыми наградами. В ходе СВО появился и накапливается значительный массив артефактов и документальных свидетельств — эти материалы и должны стать основой при написании её истории. Наши бойцы проявляют беспримерный героизм, а мы оказываем им поддержку.