Боевое Имя Кубани
…В детстве он мечтал строить корабли, в ранней юности свои проекты и макеты судов посылал в Ленинградский институт кораблестроения, за что дважды удостаивался почетных грамот. Казалось, судьба его решена на много лет вперед. Но война вмешалась в планы, изменив жизнь Валентина Варенникова навсегда…
Из интервью В.И.Вареникова газете «Наше время»:
— Расскажите, пожалуйста, как случилось, что именно вы стали знаменосцем Победы — принимали знамя, привезенное из Берлина?
— Журналисты немножко преувеличивают. На самом деле все было гораздо скромнее. Во-первых, Знамя Победы впервые я увидел утром 2 мая на рейхстаге. И, как все воины, расписался на его стенах: «Армавир. Варенников». Там было не одно знамя. Кстати, все хотели водрузить свои знамена — в каждом полку они уже были приготовлены. Но когда кольцо окружения Берлина сузилось до такой степени, что войска могли друг друга поразить огнем, Жуков дал команду: «Стой! Закрепиться на занятом рубеже!» И из этого кольца наших войск он выделил 150-ю Истринскую стрелковую дивизию 79-го корпуса 3-й Ударной армии. Кстати, впоследствии, став генералом, я командовал этой 3-й Ударной армией. Жуков приказал именно этой дивизии штурмовать рейхстаг и водрузить знамя. Они с этой задачей справилась. Все остальные войска поддержали действия этой дивизии огнем.
Во время подготовки к Параду Победы каждый фронт создал свой сводный полк, в который подбирались бравые ребята с орденами. Мне посчастливилось, я попал в сводный полк 1-го Белорусского фронта. С прибытием в Москву он расположился в Ворошиловских казармах на Ленинградском шоссе. К нам дважды приезжал Жуков. Мы становились вокруг него, и он рассказывал о порядке проведения парада. В день накануне доставки из Берлина Знамени Победы я оказался в кругу напротив Жукова. Маршал говорил о создании почетного караула для встречи знамени. Посмотрев на меня, он сказал: «А вот этого гусара назначить начальником почетного караула». Так что, я считаю, мне просто повезло. Если бы кто-то другой стоял на моем месте, он бы назначил его. Подготовив к действиям почетный караул, на следующий день мы отправились на аэродром. Там уже было военное и гражданское руководство. Мы выстроились в две шеренги. Прилетел самолет, подрулил к месту, где стоял почетный караул. Подали трап. Из самолета вышли ребята со знаменем: Кантария, Егоров, офицеры сопровождения. Мне вручают Знамя Победы. Затем мы перестраиваемся в колонну по четыре и торжественным маршем идем с этим знаменем. А руководство принимает этот маленький парад.
Существует фотография, где я в каске шагаю во главе почетного караула со Знаменем Победы. Впервые я сам увидел ее через 40 лет в альбоме «Парад Победы», уже находясь в Афганистане, где я руководил с 1984 года нашим представительством. Эта фотография сейчас стала реликвией для нашей семьи.